Об энергосбережении и повышении энергоэффективности в РК
Выступление вице-министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Нурлана Сауранбаевапо законопроекту "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности" в Правительстве
(27 августа 2011 г.)
Законопроекты разработаны в соответствии со Стратегическим планом развития РК до 2020 года, ГПФИИР и поручениями Главы государства Н.А. Назарбаева по повышению энергоэффективности РК и направлены на снижение энергоемкости внутреннего валового продукта Республики Казахстан не менее чем на 10% и 25% к 2015 и 2020 годам соответственно за счет эффективного использования энергетических ресурсов.
Концептуальные новшества вносимого законопроекта "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности".
Законопроект:
акцентирован на ключевые сектора в сфере энергосбережения: промышленность, жилищно-коммунальный и бюджетный сектора;
вводит механизмы государственного регулирования, включающие регулятивные, стимулирующие и административные меры по энергосбережению взаимоувязанные и реализуемые в комплексе;
создает основу для формирования национальной институциональной инфраструктуры в сфере энергосбережения для обеспечения перехода экономики Казахстана на энергоэффективное развитие.
Энергосбережение – это задача общегосударственного масштаба, а не только профильного Министерства. Принятие адекватных мер по энергосбережению должно быть обеспечено во всех отраслях промышленности, жилищно-коммунальной сфере. Для этого в законопроекте предлагается помимо собственно компетенции МИНТ, установить полномочия других центральных и местных исполнительных органов.
В частности законопроектом расширена и детализирована компетенция:
- Правительства Республики Казахстан;
- Уполномоченного органа, включая правомочие рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение законодательства.
Законодательно закреплен системный мониторинг за реализацией политики энергосбережения центральными исполнительными органами.
Установлены функции по энергосбережению уполномоченных органов по делам архитектуры, градостроительства, в области технического регулирования.
Существенно дополнены компетенции местных исполнительных органов.
1. Создание Государственного энергетического реестра (далее – ГЭР); (В ГЭР будут включены субъекты потребляющие энергоресурсы в объеме эквивалентном 1500 и выше т.у.т. в год, государственные учреждения и субъекты квазигосударственного сектора. Субъекты ГЭР обязаны ежегодно снижать объем потребленных энергетических ресурсов и воды до величин, определенных по итогам энергоаудита)
2. Производство и снабжение тепловой энергией с использованием тепла грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, системы оборотного водоснабжения градирни электростанций, сбросной воды промышленных предприятий, канализационно-очистных сооружений не будут подпадать под действие законодательства о естественных монополиях;
Данное новшество активизирует деятельность предпринимателей
по использованию возобновляемых источников энергии
для выработки и продажи тепловой энергии
3. Поэтапный запрет на продажу и производство электрических ламп накаливания;
вводится в действие для электрических ламп накаливания
мощностью 100 Вт и выше с 1 июля 2012 года,
мощностью 75 Вт и выше с 1 января 2013 года,
мощностью 25 Вт и выше с 1 января 2014 года;
(Справочно. На утилизацию энергосберегающих ртутьсодержащих ламп законопроектом предусмотрены из РБ средства в сумме 1050,0 млн. тенге на период 2014-2019 годы)
4. Запрет на сжигание попутного и природного газа на факелах;
Вводится в действие с 2015 года
5. Вводится дифференцированная плата за потребленную тепловую энергию в зависимости от наличия или отсутствия прибора учета тепловой энергии;
Вводится в действие с 1 июля 2012 года
6. Соглашение в сфере энергосбережения между уполномоченным органом, областным акиматом и субъектом ГЭР потребляющим энергетические ресурсы, в объеме эквивалентном 100,0 тыс. тонн условного топлива в год и выше;
Вводится в действие с момента вступления в силу Закона
7. Внедрение международного стандарта по энергоменеджменту ISO 50001
Вводится в действие с 2014 года
8. Запрет на использование в целях коммерческого учета однофазного счетчика электрической энергии с низким классом точности (2,5).
Вводится в действие с 2014 года
(Справочно. В связи с этим, запретом предусмотрены средства малообеспеченным семьям на компенсацию стоимости новых счетчиков электроэнергии в сумме 496,0 млн. тенге на период 2012-2013 годы)
9. Запрет на поставку тепловой и электрической энергии, газа в новые возводимые объекты, не оснащенные приборами учета энергетических ресурсов;
Вводится в действие с 2013 года
Для реализации положений основного законопроекта сопутствующим законопроектом вносятся изменения и дополнения в следующие законодательные акты.
– Кодекс об административных правонарушениях;
– Бюджетный кодекс:
– Налоговый кодекс;
Законы РК:
– Об электроэнергетике;
– О естественных монополиях и регулируемых рынках;
– О недрах и недропользовании;
– О жилищных отношениях;
– О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан;
– Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан.
1. Законопроекты согласованы, завизированы заинтересованными государственными органами;
2. Получены положительные заключения:
– МВК по одобрению концепции Законопроекта;
– Научная правовая, антикоррупционная и экономическая экспертизы.
3. Расходы из РБ отработаны и согласованы с МФ.
4. Замечания Администрации Президента РК отработаны и включены в законопроекты.
http://nomad.su/?a=3-201108310031